Цель моего исследования: оценить эффективность инновационного образовательного проекта в экономическом образовании на примере проекта «Бизнесмены ХХ1 века – шаги к экономическому процветанию».
В связи с этим были поставлены следующие задачи: -проанализировать статистику в сфере экономического образования Новосибирской области; -выявить основные проблемы преподавания экономики в школах НСО; -понять сущность Концепции инновационного образования НСО.
С 1991 г. в учебных планах общеобразовательной школы появился новый предмет - экономика. К настоящему времени многое уже "устоялось", накоплен опыт, и можно оценить, что создано за это время в сфере преподавания экономики в школе. В то же время постоянно возникают и новые тенденции. В 2001 году Центром Экономического и Бизнес Образования г. Новосибирска совместно с Экономической школой г. Бердска при поддержке Национального Совета по Экономическому Образованию Нью-Йорка было проведено исследование "О состоянии школьного экономического образования Новосибирской области". Цель этого исследования – выявить уровень экономического образования в Новосибирской области. По существу, это изучение рынка сбыта для внедрения Национальным советом США своих образовательных технологий. По имеющимся статистическим данным в 38% школ области этот предмет, как правило, ведется в старших классах; в 8% школ области курс экономики преподают уже в начальной школе, а в остальных 54% преподавание экономики начинается в среднем звене (в 5-9 классах). Первой проблемой в преподавании экономики, как в Новосибирске, так и в сельских районах является острая нехватка квалифицированных педагогических кадров. Главная причина, по которой многим школам пришлось отказаться от преподавания экономики, отсутствие учителя (74%). Дополнительное образование работающих учителей экономики Новосибирской области тоже оставляет желать лучшего. Курсы НИПКиПРО посетили только 27% учителей экономики г.Новосибирска. Еще меньше эта цифра в поселках и селах Новосибирской области – 15%. В целом 23% учителей не проходили никакой дополнительной курсовой подготовки по преподаванию экономики в школе. Но тут ситуация сильно различается в разных типах поселений: среди новосибирских учителей данная группа малочисленна (8%), среди учителей из поселков и сел эта группа составляет почти половину (43%). Таким образом, ученики сельских школ часто не имеют возможности изучать экономику, а для многих сельских учителей курсы по экономике, проводимые в Новосибирске, становятся недоступными, так как их школы не в состоянии оплатить дорогу и проживание в областном центре. Существует огромный разрыв в распространенности экономического образования между небольшими поселками и крупными городами. Так, если в Новосибирске в 2001 году экономическим образованием было охвачено 57% школ, то в малых городах области только 40%, а в поселках и селах всего 19%. Причем, в 6-ти районах области из 30-ти экономика не преподавалась ни в одной школе. Стоит обратить особое внимание на то, что после 2001 года подобные исследования в Новосибирской области не проводились. Это может быть связано как с отсутствием финансирования, так и с низкой заинтересованностью в качественном экономическом школьном образовании. Впрочем, убежден: ситуация в этой области с 2001 года мало изменилась. Поэтому, основываясь на проведенных ранее исследованиях, можно сделать следующие выводы о проблемах школьного экономического образования в НСО: · нехватка подготовленных учителей экономики. · отсутствие областного стандарта экономического образования школьников; · отсутствие областной системы обучения и повышения квалификации школьных преподавателей экономических дисциплин; · трудности, связанные с финансированием, организацией и проведением областных мероприятий для школьников, занимающихся экономикам образованием. В этой связи уместно вспомнить замечание Президента Российской Федерации Д.Медведева, который сказал: «Решающую роль в формировании нового поколения профессиональных кадров должно сыграть возрождение российской образовательной системы. Её прежние успехи были признаны во всем мире. Сегодня, несмотря на некоторые позитивные сдвиги, положение дел в образовании оставляет желать лучшего. Надо прямо сказать: с передовых позиций мы уже «откатились». И это становится самой серьёзной угрозой нашей конкурентоспособности». По моему мнению, одним из способов снижения остроты этих проблем является инновационный проект Экономического лицея «Бизнесмены XXI века – шаги к экономическому процветанию». Проект был задуман в рамках Федерального проекта «Образование». Он состоит из развивающих игр, придуманных в 2005 году учениками тогда еще 6 класса МБОУ Экономический лицей, и книги «Альфа и Омега бизнесменов из 6 «Б», рассказывающей о приключениях юных предпринимателей. Вместе с преподавателями экономики лицея был разработан своеобразный бизнес-класс, который должен был пробудить интерес к проекту учеников других школ. В течение года такие уроки учениками нашего лицея были проведены в нескольких школах г.Новосибирска. Была создана система кураторства учеников экономического лицея над учениками других школ города Новосибирска, а к проекту присоединилось еще около 200 участников. В 2006г. проект перерос рамки города Новосибирска. В 2007 году МБОУ Экономический лицей и Новосибирская областная детская библиотека им. М.Горького объявили областной конкурс «Бизнесмены ХХ1 века – шаги к экономическому процветанию» на лучшую экономическую историю среди учеников средних классов общеобразовательных школ Новосибирской области. В следующем 2007 году к проекту присоединились некоторые школы Республики Алтай, Кемерово, Томска. Сегодня число участников проекта приближается к 1000 человек, а сам проект превратился в инновационную образовательную программу. I этап реализации проекта – это его продвижение. На первом этапе количество вложенных средств составило около 50 тысяч рублей. Эти средства были потрачены на издательство брошюры, оплату художника и изготовление рекламных газет. К этому времени проектом заинтересовался издательский Дом «Сова» г.Новосибирска. На издательство книги был получен Федеральный грант в размере 500 тысяч рублей, а тираж книги должен составить 3 тысячи экземпляров. II этап – создание обновляемого банка актуальной экономической информации, содержащий тексты программ, проектов, ориентированных на различные аспекты экономической практики. Первым шагом на пути создания такого образовательного портала стал сайт, разработанный учителем экономики МБОУ Экономический лицей Загайновой Е.Г. В дальнейшем, с помощью данного проекта учебные заведения, не готовые тратить деньги на привлечение преподавателей экономики или испытывающие нехватку в преподавателях, смогут дать ученикам средней школы первичное представление об экономике. В основном это сельские малокомплектные школы. Учитывая, что в программе принимали участие 60 сельских школ перечисленных областей, а зарплата преподавателя на момент реализации проекта 2008 год равнялась 12684 рублей. Годовая экономия денежных средств в этих учебных заведениях уже составила порядка 761040 (семьсот шестьдесят одной тысячи сорока рублей). Таким образом, можно сделать следующие выводы: рассмотренный образовательный проект «Бизнесмены XXI века – шаги к экономическому процветанию» эффективен как с социальной, так и с экономической точек зрения. Кроме того, проект хорошо вписывается в общую концепцию развития единой образовательной среды Новосибирской области. Ориентированный на использование уже имеющегося потенциала образовательной системы, он почти не требует дополнительных бюджетных ассигнований, а основывается на удачных организационных решениях. Не стоит забывать и о том, что благодаря таким инновационным проектам на российский образовательный рынок приходят отечественные образовательные технологии.
|