Понятие «патриотизм» используется в научной литературе на
протяжении веков. Сущность его связывается не только с отдельным нравственным
принципом или качеством человека, а с совокупностью черт социально-нравственной
личности, что и позволяет считать патриотизм неотъемлемой ее частью.
Проблема патриотического воспитания являлась предметом
значительного числа исследований отечественных и зарубежных ученых. Различные
ее аспекты освещаются в трудах В. Г. Белинского, К. А. Гельвеция,
Н.А.Добролюбова, Н. М. Карамзина, Г. Кершенштейнера, Я. А. Коменского, Л. И.
Лепелетье, М. В. Ломоносова, А. Н. Радищева, Н. Г. Чернышевского, К. Д.
Ушинского.
Большое внимание этой проблеме уделяется в настоящее время. В Федеральном государственном
образовательном стандарте основного общего образования указано, что личностные
результаты должны отражать воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма,
уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание
своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа,
своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение
гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального
российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной
Результатом патриотического воспитания можно считать
умение обучающихся самостоятельно
находить нарушения общепринятым нормам гражданского поведения в окружающем мире которые, к сожалению, еще имеют
место, и правильно реагировать на них. Примером может служить негодование
семиклассников лицея по поводу рекламно-информационного плаката «А ты купил
попкорн в баре?», фоновый рисунок которого представлен в виде репродукции
плаката времен Великой Отечественной Войны «Родина - мать». На уроке экономики
обучающиеся обсудили и сформулировали нарушения допущенные авторами плаката.
Обобщенный текст обращений лицеистов к
администрации Кино Сити был направлен по электронной почте.
Дирекция кинотеатра оперативно прореагировала на
данную претензию и удалила плакат со стен своего заведения.
Безусловно, патриотическое воспитание не может
складываться из отдельных более или менее удачных воспитательных моментов,
вносимых от случая к случаю в отдельные уроки. Оно будет действенным только
тогда, когда и воспитательные, и
образовательные задачи будут решаться в единстве по всем предметным областям и
осуществляться систематически.
|