30 января 2015г. в экономическом лицее состоялся научно - практический семинар учителей, реализующих или готовящихся к реализации ФГОС ООО. Учителя лицея ознакомили коллег с внутрилицейской системой оценки достижения планируемых результатов освоения ОПП ООО, а так же с методическими идеями и находками.
Развитие самооценки и взаимооценки учащихся
на уроках экономики в 5-х классах.
У многих педагогов на уроках можно наблюдать следующее: по ходу урока учитель с учениками действуют как равноправные партнеры (определяют цель, составляют план, осуществляют поиск решения проблемы). Ведя беседу, учитель внимательно прислушивается к выступлениям учеников, дает им возможность высказать свое мнение, даже если оно не всегда правильное или не всегда соответствует его точке зрения. Урок подходит к концу, и учитель торопливо выставляет оценки. Из позиции «равноправный собеседник», он, вдруг, резко переходит в позицию «наставник», который один знает, чью работу и как оценить! Причем делает это за несколько секунд. И не только ребенок, но и сам учитель не всегда может внятно и точно объяснить, почему дана такая оценка.
В связи с требованиями ФГОС возникла необходимость при подготовке к уроку составлять программу оценивания, которая включает в себя различные методики самооценки обучающегося, взаимооценки, оценки учителя.
Большим подспорьем в этом могут служить методические материалы курсов программы Intel® «Обучение для будущего» из серии «Элементы» «Методы оценивания в классе XXI века». Курсовая подготовка проводилась для зарегистрированных пользователей сайта «Образовательная галактика Intel» с августа по ноябрь. Но материалы курсов находятся до сих пор в открытом доступе.
Цель учителя 21 века «должна состоять в том, чтобы установить атмосферу в классе, в которой поощряется взаимооценивание, ошибки расцениваются как возможности для обучения и развивается совместное мышление. Это подразумевает глубокое культурное преобразование: создание классов, в которых как ученики, так и учителя сосредоточены на самом процессе обучения, а не на выставлении оценок» Шепард, 2005
Ученикам для того, чтобы предоставить друг другу обратную связь, необходимо анализировать работу одноклассников и использовать критерии оценивания или проверочные листы в качестве основы для рассуждений. Исследования показывают, что ученики, оценивающие работы своих одноклассников, становятся более вдумчивыми, мотивированными и коммуникабельными. Взаимооценивание также помогает ученикам критически оценить свою собственную работу, делая это объективно.
Взаимооцниванию, как и самооцениванию необходимо учить:
Рекомендации по обратной связи
Используйте следующие рекомендации в работе с учениками, чтобы помочь им эффективно делать отзывы о работе сверстников и адекватно реагировать,
получая от них отзывы о своей работе.
Рекомендации по взаимооцениванию для учащихся.
• Предоставляйте невербальную обратную связь: кивайте, смотрите в
собеседнику в глаза, отвечайте на вопросы, делайте остановки, чтобы
объяснить непонятное, делайте уместные комментарии.
• Анализируйте мысли и идеи других учеников, чтобы убедиться, что Вы
правильно понимаете сказанное.
• Задавайте дополнительные вопросы, чтобы более глубоко вникнуть в суть
изложенных вашим одноклассником идей.
• Предлагайте новые идеи и планы действий.
• Делайте свой отзыв в дружелюбной манере, стараясь помочь. Выбирайте
слова и выражения, которые звучат уважительно по отношению к
чувствам и идеям другого ученика.
• Воодушевляйте.
• Находите и оценивайте преимущества проекта, идей или содержания.
• Находите и оценивайте любые неточности, несоответствия и
противоречия.
• Старайтесь представить свежий взгляд на проект изнутри и высказывайте
свое мнение о перспективах, чтобы помочь усовершенствовать проект с
помощью предложенных вами идей.
• Слушайте, чтобы узнать что-то новое.
• Поддерживайте Вашу точку зрения убедительными аргументами и
фактами.
Рекомендации для учеников, которых оценивают сверстники
• Обозначьте цели Вашего проекта.
• Представьте ясное заключение по проекту, сделанному выбору и
предложенным идеям.
• С уважением слушайте одноклассника, который делает отзыв о Вашей
работе.
• Ведите себя уважительно, даже если Вы не согласны.
• С уважением относитесь к любой критике Ваших идей.
• Будьте открыты для новых идей.
• Если ситуация позволяет, будьте готовы изменить свою точку зрения.
• Определяйте наилучшие идеи, которые можно было бы включить в Ваш
проект.
• Обдумывайте идеи, которые Вам подают.
• Поддерживайте позитивное отношение.
• Поддерживайте Вашу точку зрения убедительными аргументами и
фактами.
• Суммируйте и перефразируйте комментарии других.
• Поблагодарите одноклассника за сделанные по существу комментарии.
Каким образом осуществляется самооценивание и обратная связь на уроках экономики, я хотела бы показать на примере популярной по многим предметам формы устного ответа ученика с использованием мультимедийной презентации и характерной для уроков экономики формой урока – моделирующая игра.
Часто, презентация для выступающего служит в качестве красочной «шпаргалки» с которой он считывает текст. Чтобы ученик правильно использовал этот инструмент, необходимо ознакомить его с критериями оценивания.
Критерии оценивания мультимедийных презентаций
4
|
3
|
2
|
1
|
Содержание: Цель
|
Моя презентация имеет определенную цель или тему, с которой связаны все фрагменты презентации.
|
Моя презентация имеет определенную тему. Все фрагменты моей презентации связаны с этой темой.
|
Моя презентация имеет определенную тему. Большая часть моей презентации связана с этой темой.
|
Тема моей презентации неясна. Многие фрагменты презентации не имеют отношения к теме.
|
Содержание: Выводы
|
Я использую имеющиеся знания, чтобы интерпретировать результаты исследования и сделать содержательные выводы по теме презентации.
|
Я делаю обоснованные выводы на основании результатов исследования.
|
С посторонней помощью я могу сделать выводы на основании результатов исследования.
|
Я редко делаю выводы на основании результатов исследования.
|
Содержание: Ключевые моменты
|
Я объединяю результаты моего исследования с выводами и делаю по ходу презентации несколько кратких и содержательных резюме.
|
Моя презентация содержит несколько кратких резюме, объединяющих основные результаты моего исследования с выводами.
|
Я стараюсь сделать несколько кратких резюме по основным результатам моего исследования, однако презентация получается слишком многословной или лишенной информации.
|
Моя презентация слишком многословна или лишена информации.
|
Содержание: Дополнительная информация
|
Я включаю в презентацию подходящие и значимые факты из надежных источников, которые объясняют и обосновывают мою точку зрения.
|
Я включаю в презентацию подходящие факты из различных источников, которые объясняют и обосновывают мою точку зрения.
|
Я стараюсь включать в презентацию факты, которые объясняют и обосновывают мою точку зрения, однако часть информации неточная или отсутствует.
|
Я не включаю в презентацию факты, которые объясняют и обосновывают мою точку зрения.
|
Форма обратной связи с одноклассниками
Дата:
ФИО ученика, на работу которого сделан отзыв:
ФИО ученика, который делал отзыв: ___________________________________
Краткое писание презентации:
Вопросы, которые я задал, чтобы уточнить понимание:
Позитивные компоненты моего отзыва:
Конструктивные замечания/предложения, которые помогут улучшить работу:
- Точность:
- Качество:
- Законченность:
- Исследование:
- Понимание содержания:
Другие комментарии:
Оценивание моделирующей игры.
Во многих играх моделируются рыночные отношения, отношения продавцов и покупателей. Для того чтобы модель была максимально приближена к действительности, участники игры изначально ставятся в различные стартовые условия, т.е. помимо действий связанных с применением навыков и знаний имеет место быть «счастливый случай». В этом случае нельзя оценивать только конечный результат игры. Для объективной оценки используется методика самооценивания «Волшебные линеечки».
«Волшебные линеечки», описанные Г.А. Цукерман, являются безобидной и содержательной формой отметки. Эта линеечка напоминает ученику измерительный прибор. С помощью линеечек можно измерить все что угодно. Такая оценка:
- позволяет любому обучающемуся увидеть свои успехи (всегда есть критерий, по которому ученика можно оценить как успешного);
- удерживает учебную функцию отметки: крестик на линеечке отражает реальное продвижение в изучаемом предметном содержании;
- помогает избежать сравнения детей между собой (поскольку у каждого из них оценочная линеечка только в собственной тетрадке).
После самооценки наступает очередь оценки учителя. Собрав тетради, учитель ставит свои плюсики на линеечках. Совпадения ученической и учительской оценок (вне зависимости оттого, низко или высоко оценил свою работу участник игры) означает: «Молодец! Ты умеешь себя оценивать». В случае завышенной, а тем более заниженной самооценки учеником своей работы, учитель еще раз раскрывает ребенку критерии оценивания и просит в следующий раз быть к себе добрее или строже.
Этими линеечками можно пользоваться, когда необходимо спрогнозировать результат своей работы. Прогностическая самооценка позволяет ребенку оценить свои возможности и результаты.
Важность самооценки не только в том, что она позволяет увидеть человеку сильные и слабые стороны своей работы, но и в том, что в основе осмысления этих результатов он получает возможность выстроить собственную программу дальнейшей деятельности.
Необходимо приучение ребенка к мысли, что человек может и должен оценивать себя сам, эта оценка самая важная, так как она позволяет двигаться дальше самостоятельно, а не оглядываться на окружающих: а что они скажут, как оценят мои действия.
|