Главная | Регистрация | Вход | RSS Вторник, 25.09.2018, 03:27

Бизнесмены XXI века

Меню сайта
Форма входа
Поиск
Rusobr
Проголосуй за наш сайт
Скорость интернета
Главная » 2015 » Февраль » 8 » Оценочная деятельность учителя как средство развития самооценки учащихся
23:26
Оценочная деятельность учителя как средство развития самооценки учащихся

30 января 2015г. в экономическом лицее состоялся научно - практический семинар учителей, реализующих или готовящихся к реализации ФГОС ООО. Учителя лицея ознакомили коллег с внутрилицейской системой оценки достижения планируемых результатов освоения ОПП ООО, а так же с методическими идеями и находками.

Развитие самооценки и взаимооценки учащихся

на уроках экономики в 5-х классах.

У многих педагогов на уроках можно наблюдать следующее: по ходу урока учитель с учениками действуют как равноправные партнеры (определяют цель, составляют план, осуществляют поиск решения проблемы). Ведя беседу, учитель внимательно прислушивается к выступлениям учеников, дает им возможность высказать свое мнение, даже если оно не всегда правильное или не всегда соответствует его точке зрения. Урок подходит к концу, и учитель торопливо выставляет оценки. Из позиции «равноправный собеседник», он, вдруг, резко переходит в позицию «наставник», который один знает, чью работу и как оценить! Причем делает это за несколько секунд. И не только ребенок, но и сам учитель не всегда может внятно и точно объяснить, почему дана такая оценка.

В связи с требованиями ФГОС  возникла необходимость при подготовке к уроку составлять программу оценивания, которая включает в себя различные методики самооценки обучающегося, взаимооценки, оценки учителя.

Большим подспорьем в этом могут служить методические материалы курсов программы Intel® «Обучение для будущего» из серии «Элементы» «Методы оценивания в классе XXI века». Курсовая подготовка проводилась для зарегистрированных пользователей сайта «Образовательная галактика Intel» с августа по ноябрь. Но материалы курсов находятся до сих пор в открытом доступе.

Цель учителя 21 века «должна состоять в том, чтобы установить атмосферу в классе, в которой поощряется взаимооценивание, ошибки расцениваются как возможности для обучения и развивается совместное мышление. Это подразумевает глубокое культурное преобразование: создание классов, в которых как ученики, так и учителя сосредоточены  на самом процессе обучения, а не на выставлении оценок» Шепард, 2005

 

Ученикам для того, чтобы предоставить друг другу обратную связь, необходимо анализировать работу одноклассников и использовать критерии оценивания или проверочные листы в качестве основы для рассуждений. Исследования показывают, что ученики, оценивающие работы своих одноклассников, становятся более вдумчивыми, мотивированными и коммуникабельными. Взаимооценивание также помогает ученикам критически оценить свою собственную работу, делая это объективно.

Взаимооцниванию, как и самооцениванию необходимо учить:

Рекомендации по обратной связи

Используйте следующие рекомендации в работе с учениками, чтобы помочь им эффективно делать отзывы о работе сверстников и адекватно реагировать,

получая от них отзывы о своей работе.

Рекомендации по взаимооцениванию для учащихся.

• Предоставляйте невербальную обратную связь: кивайте, смотрите в

собеседнику в глаза, отвечайте на вопросы, делайте остановки, чтобы

объяснить непонятное, делайте уместные комментарии.

• Анализируйте мысли и идеи других учеников, чтобы убедиться, что Вы

правильно понимаете сказанное.

• Задавайте дополнительные вопросы, чтобы более глубоко вникнуть в суть

изложенных вашим одноклассником идей.

• Предлагайте новые идеи и планы действий.

• Делайте свой отзыв в дружелюбной манере, стараясь помочь. Выбирайте

слова и выражения, которые звучат уважительно по отношению к

чувствам и идеям другого ученика.

• Воодушевляйте.

• Находите и оценивайте преимущества проекта, идей или содержания.

• Находите и оценивайте любые неточности, несоответствия и

противоречия.

• Старайтесь представить свежий взгляд на проект изнутри и высказывайте

свое мнение о перспективах, чтобы помочь усовершенствовать проект с

помощью предложенных вами идей.

• Слушайте, чтобы узнать что-то новое.

• Поддерживайте Вашу точку зрения убедительными аргументами и

фактами.

Рекомендации для учеников, которых оценивают сверстники

• Обозначьте цели Вашего проекта.

• Представьте ясное заключение по проекту, сделанному выбору и

предложенным идеям.

• С уважением слушайте одноклассника, который делает отзыв о Вашей

работе.

• Ведите себя уважительно, даже если Вы не согласны.

• С уважением относитесь к любой критике Ваших идей.

• Будьте открыты для новых идей.

• Если ситуация позволяет, будьте готовы изменить свою точку зрения.

• Определяйте наилучшие идеи, которые можно было бы включить в Ваш

проект.

• Обдумывайте идеи, которые Вам подают.

• Поддерживайте позитивное отношение.

• Поддерживайте Вашу точку зрения убедительными аргументами и

фактами.

• Суммируйте и перефразируйте комментарии других.

• Поблагодарите одноклассника за сделанные по существу комментарии.

 

Каким образом осуществляется самооценивание и обратная связь на уроках экономики, я хотела бы показать на примере популярной по многим предметам  формы устного ответа ученика с использованием мультимедийной презентации и характерной для уроков экономики формой урока – моделирующая игра.

 Часто, презентация для выступающего служит в качестве красочной «шпаргалки» с которой он считывает текст. Чтобы ученик правильно использовал этот инструмент, необходимо ознакомить его с критериями оценивания.

Критерии оценивания мультимедийных презентаций

 

4

3

2

1

Содержание: Цель

Моя презентация имеет определенную цель или тему, с которой связаны все фрагменты презентации.

Моя презентация имеет определенную тему. Все фрагменты моей презентации связаны с этой темой.

Моя презентация имеет определенную тему. Большая часть моей презентации связана с этой темой.

Тема моей презентации неясна. Многие фрагменты презентации не имеют отношения к теме.

Содержание: Выводы

Я использую имеющиеся знания, чтобы интерпретировать результаты исследования и сделать содержательные выводы по теме презентации.

Я делаю обоснованные выводы на основании результатов исследования.

С посторонней помощью я могу сделать выводы на основании результатов исследования.

Я редко делаю выводы на основании результатов исследования.

Содержание: Ключевые моменты

Я объединяю результаты моего исследования с выводами и делаю по ходу презентации несколько кратких и содержательных резюме.

Моя презентация содержит несколько кратких резюме, объединяющих основные результаты моего исследования с выводами.

Я стараюсь сделать несколько кратких резюме по основным результатам моего исследования, однако презентация получается слишком многословной или лишенной информации.

Моя презентация слишком многословна или лишена информации.

Содержание: Дополнительная информация

Я включаю в презентацию подходящие и значимые факты из надежных источников, которые объясняют и обосновывают мою точку зрения.

Я включаю в презентацию подходящие факты из различных источников, которые объясняют и обосновывают мою точку зрения.

Я стараюсь включать в презентацию факты, которые объясняют и обосновывают мою точку зрения, однако часть информации неточная или отсутствует.

Я не включаю в презентацию факты, которые объясняют и обосновывают мою точку зрения.

 

 

Форма обратной связи с одноклассниками

Дата:                                                

ФИО ученика, на работу которого сделан отзыв:                                           

ФИО ученика, который делал отзыв:                                                       ___________________________________

 Краткое писание презентации:                                                                     

                                                                                                                            

                                                                                                                            

 Вопросы, которые я задал, чтобы уточнить понимание:                           

                                                                                                                            

                                                                                                                            

 Позитивные компоненты моего отзыва:                                                      

                                                                                                                            

                                                                                                                            

 Конструктивные замечания/предложения, которые помогут улучшить работу:     

                                                                                                                            

                                                                                                                            

  • Точность:                                                                                                  
  • Качество:                                                                                                  
  • Законченность:                                                                                         
  • Исследование:                                                                                          
  • Понимание содержания:                                                                          

 Другие комментарии:                                                                                   

                                                                                                                            

 

    Оценивание моделирующей игры.

Во многих играх моделируются рыночные отношения, отношения продавцов и покупателей. Для того чтобы модель была максимально приближена к действительности, участники  игры изначально ставятся в различные стартовые условия, т.е. помимо действий связанных с применением навыков и знаний имеет место быть «счастливый случай». В этом случае нельзя оценивать только конечный результат игры. Для объективной оценки используется методика самооценивания «Волшебные линеечки».

«Волшебные линеечки», описанные Г.А. Цукерман, являются безобидной и содержательной формой отметки. Эта линеечка напоминает ученику измерительный прибор. С помощью линеечек можно измерить все что угодно. Такая оценка:

- позволяет любому обучающемуся увидеть свои успехи (всегда есть критерий, по которому ученика можно оценить как успешного);

- удерживает учебную функцию отметки: крестик на линеечке отражает реальное продвижение в изучаемом предметном содержании;

- помогает избежать сравнения детей между собой (поскольку у каждого из них оценочная линеечка только в собственной тетрадке).

После самооценки наступает очередь оценки учителя. Собрав тетради, учитель ставит свои плюсики на линеечках. Совпадения ученической  и учительской оценок (вне зависимости оттого, низко или высоко оценил свою работу участник игры) означает: «Молодец! Ты умеешь себя оценивать». В случае завышенной, а тем более заниженной самооценки учеником своей работы, учитель еще раз раскрывает ребенку критерии оценивания и просит в следующий раз быть к себе добрее или строже.

Этими линеечками можно пользоваться, когда необходимо спрогнозировать результат своей работы. Прогностическая самооценка позволяет ребенку оценить свои возможности и результаты. 

Важность самооценки не только в том, что она позволяет увидеть человеку сильные и слабые стороны своей работы, но и в том, что в основе осмысления этих результатов он получает возможность выстроить собственную программу дальнейшей деятельности.

Необходимо приучение ребенка к мысли, что человек может и должен оценивать себя сам, эта оценка самая важная, так как она позволяет двигаться дальше самостоятельно, а не оглядываться на окружающих: а что они скажут, как оценят мои действия.

 

 

Просмотров: 723 | Добавил: Elena | Рейтинг: 0.0/0
Календарь
«  Февраль 2015  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
232425262728
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Экономический лицей
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Использование материалов сайта возможно только при наличии прямой ссылки на источник или указания Ф.И.О. автора. Е.Г. Загайнова © 2018
    Сделать бесплатный сайт с uCoz